В рубриках: Воспитание & Психология
Сохраните себе, чтобы не потерять:
С какого возраста начинать знакомство ребенка с деньгами? Сколько и как давать деньги? Нужно ли отслеживать, на что тратит ребенок деньги? Платить ли за домашние обязанности и штрафовать ли за провинности? Обо всем этом читайте в нашей статье.
Нужны ли ребенку деньги на карманные расходы?
Деньги в современном обществе – не просто материальные средства, но и один из действенных инструментов воспитания детей. Поэтому темой «Ребенок и личные финансы» интересуются как мамы, так и эксперты – экономисты и психологи. Да и практика показывает, что, к сожалению, хорошие математические навыки в садике и «пятерки» в школе не всегда приводят к финансовому процветанию в будущем. И все же научить грамотному обращению с деньгами в ваших силах, и лучший «тренажер» – это практика карманных расходов.
Некоторые взрослые переживают, что, регулярно выдавая деньги на сладости и игрушки, могут разбаловать свое чадо. Но психологи уверены, что самостоятельное распоряжение деньгами обучают ребенка планированию бюджета и делают его более ответственным и терпеливым.
Итак, давать ли деньги детям? Да, конечно. Из нашей статьи вы узнаете ответы на другие распространенные «денежные» вопросы, которые тревожат мам и пап, желающих воспитать самостоятельных детей.
С какого возраста начинается знакомство с деньгами?
Мелкие монетки можно выдавать уже старшему дошкольнику (в 5-6 лет). Приобретите для него копилку и объясните, что люди копят деньги не только для своих потребностей, но и на подарки близким людям, к примеру, бабушке.
Когда дети поступают в школу, у них появляются постоянные расходы: на дорогу до учебного учреждения или кружка, на обед, для покупки канцелярских товаров. Первоклассникам пока сложно планировать бюджет, поэтому им следует выдавать фиксированную сумму небольшими частями раз в неделю. Оптимальная же частота получения карманных денег в подростковом возрасте – раз в месяц.
Что лучше: регулярные выплаты или деньги по просьбе ребенка?
Это зависит только от родителей. Но если ваша цель – финансовое воспитание ребенка, то стоит прислушаться к мнению специалистов. Они утверждают, что нерегулярность материальных поощрений и отсутствие оговоренных сумм зачастую приводят к тому, что подростки так и не обучаются планированию своих расходов. Поэтому давайте детям фиксированные суммы, регулярно, с определенной периодичностью.
Какую сумму выбрать?
Руководствуйтесь двумя вещами: обеспеченностью семьи и планируемыми расходами. Одно дело, если ребенок тратится на сладости, и совсем другое, если ему требуется определенная сумма на проезд и телефонную связь. В любом случае, детские финансы не должны выбивать «брешь» в семейном бюджете.
И еще один важный момент – не ориентируйтесь на одноклассников своего чада при расчете суммы. Не все могут возить ребенка в школу на такси и выдавать ежедневно по несколько тысяч на буфет и развлечения.
Нужно ли контролировать, на что тратятся деньги?
Контролировать – не очень хорошее слово. Психологи советуют интересоваться, что приобрел ребенок или что планирует купить, особенно если он еще маленький. Вы можете порекомендовать что-то, но вот навязывать свое решение категорически не следует, потому что:
- карманные деньги – это личные сбережения детей, то есть они вправе распоряжаться ими на свое усмотрение;
- это только вам кажется, что новые наушники ребенку не нужны, у него же совершенно другое мнение;
- постоянные родительские указания не способствуют взрослению и развитию самостоятельности;
- вы сами не всегда делаете полезные и осмысленные покупки.
Платить ли за домашние поручения?
Нет, потому что дети обязаны в меру своих возможностей помогать взрослым по хозяйству. Как показывает практика, часто те подростки, которым платили за выполнение домашних поручений, устанавливают своеобразную «таксу» за любую работу: вынести мусор, сходить в магазин, купить лекарства для бабушки.
Не связывайте карманные расходы и домашние хлопоты. Даже четырехлетний малыш должен знать, что у него (впрочем, как и у других домочадцев) есть круг обязанностей – от мытья рук до уборки своей комнаты. Однако есть одна хитрость: если вы купили ребенку собаку, он должен гулять с ней просто так. А вот выгуливание чужого питомца – уже труд, за который он может получить деньги.
Давать ли деньги за хорошие оценки?
Некоторые мамы и папы платят детям за отметки, считая учебу оплачиваемой работой. Психологи с ними не согласны и считают, что деньги за хорошие оценки давать не надо: занятия в школе – это обязанность, а не сдельная работа, и учится ребенок для себя. К тому же, оплачивая «пятерки», взрослые снижают познавательную мотивацию, превращая ее в зарабатывание денег.
Однако никто не мешает вам поощрять детей за хорошее окончание четверти или полугодья, победу на школьной Олимпиаде. В качестве поощрения может выступить подарок – долгожданный гаджет или совместная поездка к морю.
Штрафовать ли ребенка за проступки?
Психологи рекомендуют с осторожностью подходить к такому способу наказания, как лишение карманных денег. Нельзя применять его как средство шантажа или манипулирования, угрожая отобрать деньги за «двойки» или плохое поведения. Заранее оговорите величину «штрафа» и не отнимайте всю сумму, которая есть у детей в наличии.
Итак, специалисты уверены, что ребенку необходимо знакомить с деньгами и выдавать их на карманные расходы. Однако нужно учитывать все стороны этой проблемы: возраст детей, особенности личности, уровень самостоятельности. При этом родителям следует рассказать, чего нельзя делать с деньгами: показывать их посторонним, оставлять в раздевалке и т.д. Помните, что именно в детстве закладывается экономическая грамотность и бережное отношение к деньгам.