Формирование и развитие логики у детей: 16 эффективных упражнений
28.08.2019Упражнение №1. Значимые слова и их поиск
Нужно назвать ребенку около шести слов, при том, что одно из них должно быть общего порядка. Например: слово «машина», а другие пять слов будут взаимосвязаны с ним, а именно «Машина» – «руль» – «кресло» – «крыша» – «капот» – «двери».
Задача ребенка попытаться отыскать два главных слова из пяти, а после обязательно аргументировать свой выбор. Задача родителя – думать совместно с ребенком, тем самым удастся найти истинное решение. Данное упражнение можно усложнить, ограничив поиск слов конкретным временем.
Упражнение №2. Поиск общности
Необходимо отобрать несколько предметов и попросить ребенка найти общее между этими предметами. Нужно начать с более простых пар, например «слива» и «виноград», но постепенно усложнять упражнение. После дети могут понять, что связывает такие предметы как печатная книга и интернет.
Упражнение №3. Скажи причину
Ребенку называют любое явление или событие и просят выявить конкретные причины. Нужно начать с простого: «насморк», «двойка», «рана», а после переходить к сложным примерам, таким как «гололёд», «цветок» и так далее.
Упражнение №4. Следствие чего-либо
Данное упражнение содержит в себе необходимость назвать некоторое событие и попросить ребенка рассказать о последствиях, которые могут быть. Пример: «тепло», «объедание», «опоздание».
Упражнение №5. Данетки
Эта игра получила свое название из-за условия, потому что нужно загадать слово, а на вопросы игрока можно отвечать либо «да» либо «нет». Второй игрок выбирает вопросы, которые помогут разгадать слово.
Упражнение №6. Подбиралочка
Задача подобрать большое количество предметов, которые напоминают загаданное слово. Можно подобрать предметы по форме, например: «Воздушный шар» – «яблоко», критерий круглость.
Упражнение №7. Цепь
Нужно найти предметы, объединяющиеся разными свойствами. На основе этого нужно выстроить цепочку: ложка, вилка, нож, тарелка – посуда и так далее.
Упражнение №8. Лишнее
Из всех слов нужно убрать те, которые не подходят к остальным.
Упражнение №9. Составление
Это задание предполагает придумать связанное предложение, содержащее три произвольных слова: луна, виноград, товар и ребенок должен попробовать сделать предложение. Например: сегодня приобрели необычный товар – виноград, который чем-то напоминает луну.
Упражнение №10. Слова
Имеем определенное количество слов и все они кроме одного либо начинаются, либо заканчиваются на одинаковую букву, нужно найти это слово.
Упражнение №11. Признак слов
Задача – отгадать слово по его признаку. Например: чай (горячий, сладкий, коричневый).
Упражнение №12. Отличия
Нужно найти отличия между разными предметами: картошка, свекла, самолет, корабль.
Упражнение №13. Спичечьки
Надо попытаться из 9-ти спичек собрать 6 квадратиков.
Упражнение №14. Предложение хитрости
Необходимо составить предложение, эта игра помогает очень быстро установить связи между разными предметами и явлениями. Зачастую, берут 3 слова, которые не имеют смысловой связи: «река», «ручка», «собака. Необходимо составить предложения, которые включали бы эти слова, даже если они будут банальными.
Упражнение №15. Аналог
Поиск аналога – это предмет либо явление, допустив самолет, и задача – выписать аналог, то есть предметы, сходные с данным словом по каким-либо конкретным признакам. Также нужно структурировать данные аналоги по определенным группам с учетом свойств.
Упражнение №16. Помощь писателю
Нужно додумать часть рассказа, которой не хватает, то есть читается рассказ, в котором не достает одной из частей и задача ребенка – домыслить недостающий фрагмент.
Так же не забывайте, что логическую мысль отлично развивают различные логически карточки и логические игры для детей. Подберите своему чаду игру по возрасту и обязательно время от времени играйте вместе с ним – это сделает игру интереснее, а вашу связь гораздо крепче!