Почему ребенок не спит? Часть 3. Как исправить привычку ребенка ко сну и выработать новую? Алгоритм ваших действий.

Почему ребенок не спит? Часть 3. Как исправить привычку ребенка ко сну и выработать новую? Алгоритм ваших действий.

11.04.2013 3 Автор Екатерина Андреевна Климова

Многие родители считают нормальным вставать ночью 2-3, а то и 4-5 раз к полуторагодовалому ребенку, чтобы дать ему бутылочку. Но это не норма, точно так же, как и случай, когда 8-месячный малыш не спит до полуночи без всяких признаков усталости, или когда годовалый малыш начинает громко кричать, как только мама, положив его в кроватку, хочет выйти из комнаты.

ребенок спит С 6-7 месячного возраста все дети должны уметь:

  • идти в кроватку без плача и с радостью,
  • засыпать сами без посторонней помощи одни в комнате,
  • спать 10-12 часов без перерыва,
  • спать в своей кроватке (а не в кровати родителей), в темноте без включенного ночника.

Это описание применимо ко всем здоровым детям, если у них нет колик (которые обычно проходят к 4-5 месяцам), непереносимости молока, ОРЗ, бронхита и т.д.

Если вашему малышу уже 6 месяцев, и он не болен, но пока не научился спать всю ночь, в будущем у него могут возникнуть проблемы с детской бессонницей.

Детская бессонница объясняется:

Детская бессонница, вызванная неправильными привычками, имеет следующие характеристики:

  • ребенку не удается заснуть самому без посторонней помощи;
  • просыпается ночью (от 3 до 15 раз) и не может сам заснуть снова и требует помощи родителей (укачивание, бутылочка и т.д.);
  • поверхностный сон — малейший шум может разбудить его;
  • спит меньшее количество часов, чем указано в таблице для его возраста.

В подобных случаях родители прибегают к вспомогательным методам: покачать малыша, погладить по головке, дать поесть, попить и т.д. Малыш в конце концов засыпает, но проблема в том, что когда он опять проснется, надо все начинать сначала.

Если вы решились изменить данную ситуацию вы должны следовать следующему правилу: надо строго следовать нашим указаниям, следуйте им буквально, малейшее отклонение или изменение может привести к неудаче!

Что надо для выработки правильной привычки ко сну? Повторим общие правила:

  • родители должны быть спокойными и уверенными в том, что делают,
  • родители должны всегда следовать одной и той же схеме в поведении при укладывании малыша, создать ритуал
  • ребенок должен ассоциировать сон с внешними элементами, которые могут оставаться с ним всю ночь: кроватка, мишка, соска, любимое одеяло и т.д.

Итак, забудем прошлое и представим, что наш малыш родился сегодня.
Начнем с выбора внешних элементов. Помним, что они должны оставаться с малышом всю ночь (то есть не должны быть опасными, слишком мелкими, чтобы он мог их проглотить, твердыми, чтобы он во сне не ударился и т.д.) и что они не должны требовать нашего присутствия (например, бутылочка с чаем не подходит, так как кто-то ночью ее должен наполнять).

Например, с ребенком 2-5 лет можно подготовить рисунок, чтобы повесить над кроваткой. После ужина папа (мама) говорит малышу: “Идем в комнату, нарисуем красивую картинку”. Малыш может сам нарисовать солнышко или облачко над домом, а папа добавить птичку или деревце и т.д. Мама может приготовить карусель, чтобы повесить над кроваткой (достаточно вырезать из бумаги куколку, самолетик, сделать шарик из блестящей бумаги и при помощи веревки или резинки повесить над кроваткой).Вы не должны создавать шедевры, можете просто купить что-нибудь подходящее. Главное, чтобы у ребенка появилось что-то принципиально новое, чего раньше не было и что ему нравится.

Если раньше каждый вечер вы укладывали его спать по-разному, теперь надо создать ритуал. Решите сами, что вам удобнее: купание, ужин, полчаса игры и в кровать. То, что вы сейчас решите, вы должны будете проделывать каждый вечер одинаково.

биологические ритмыПозволим себе дать вам несколько советов.
В соответствии с естественными биологическими ритмами лучше всего давать ребенку есть по следующему расписанию: завтрак около 8 часов, обед около 12, полдник около 16 и ужин около 20. Старайтесь сильно не отклонятся от этого расписания, так как это биологические ритмы детей.

В любом случае, если вы по каким-либо причинам не можете придерживаться всего этого расписания, помните: ребенок легче всего засыпает зимой в 20.00-20.30, а летом в 20.30-21.00. Это связано с особенностями работы головного мозга малышей.

Первый день перевоспитания.
Итак, у вас все готово, расписание и вечерний ритуал выбран. После ужина папа (мама, бабушка) играют с малышом в спокойные игры минут 10-15, потом вместе вешают рисунок над кроваткой. Объясняют, что это — плакат, и что он будет всю ночь спать вместе с малышом.

Если малыш спит еще с соской, купите ему несколько, разложите их по кроватке, чтобы малышу в темноте было легко найти хотя бы одну. Если вы не продумаете этот момент, малыш вас разбудит ночью, чтобы вы помогли ему найти соску и тогда — прощай, перевоспитание!

Второй шаг: мама или папа выбирают игрушку из тех, что уже есть у малыша и дают ему имя. После этого говорят малышу: “Это твой друг Мишка (Петя и т.п.). Он будет спать с тобой всю ночь”. Не давайте выбирать малышу: помните, мы знаем, как нужно спать, и учим его, а не он нас, теперь решаете вы.

Даже если вашему ребенку 4 года, в данной ситуации мы должны обращаться с ним, как с новорожденным, который еще ничего не знает и не умеет. Если вы должны лишить чего-то своего малыша, что он имел раньше (бутылочка и т.д.), объясните ему, что новые его ночные друзья заменяют старые и что они останутся с ним на всю ночь и утром, когда он проснется, будут еще с ним.

Помните: запросы и требования малыша в момент укладывания могут повлиять на правильную привычку ко сну;
ребенок не должен указывать родителям, как он должен спать и что для этого ему нужно, в данной ситуации родители — учителя, а дети учатся спать, а вовсе не наоборот. Спокойный, уверенный тон родителей должен показать это детям.

Итак, настал момент положить вашего малыша в кроватку. Ведите себя так, как будто вы это делаете каждый день. Спокойно переоденьте малыша, положите его в кроватку и укройте.
Не надейтесь, что ребенок закроет глаза, повернется на бочок и захрапит. Во-первых, малыш еще “не перевоспитан”, во-вторых, он уже понял, что вы ему подготовили какой-то сюрприз. Скорее всего, он сразу же вскочит на ноги и начнет кричать, как только поймет, что мама хочет выйти из комнаты.

Не старайтесь уложить его сразу же опять. Сядьте рядом с кроваткой или возьмите его на колени и скажите ему: “Зайка, мама и папа хотят научить тебя спать. Посмотри, ты остаешься не один: с тобой твой мишка, рисунок и т.д. Они все с тобой будут спать всю ночь”. Эта речь займет от половины до 2 минут. Зависит от того, что вы включите в список (занавески, велосипед рядом с кроваткой и т.д.). Главное, не раздражаться и говорить спокойно.

Совсем не имеет значения, хорошо ли ребенок понимает, что вы ему говорите. Скорее всего, во время всей ваши речи ребенок будет кричать в надежде, что ему удастся вернуть былые времена. Не обращайте внимания на плач, продолжайте говорить. Это моменты, которые требуют от вас силы воли и мужества. Ваш малыш будет готов на все, чтобы не потерять свои “привилегии”.

Приведем только короткий список, на что были способны дети в нашей практике, чтобы разжалобить родителей и вернуть “свое счастливое прошлое”: дети рыдали, делали грустные лица, просили пить, писать и есть, устраивали истерики с икотой, вызывали у себя рвоту, какали и т.д.

мама укладывает ребенка спать

Несмотря на весь спектакль, который устроит ваш малыш, вы должны не терять спокойствия и помнить: вы учите его спать, а не он вас. Вы делаете это для его будущего, для его здоровья и для вашей нервной системы.
После короткой речи положите снова малыша в кровать. Внимание! после этого момента его нельзя трогать до следующего утра. Если он снова встает, не обращайте внимания. Скажите: “Спокойной ночи, рыбка (киска и т.д.)”, выключайте свет и выходите из комнаты. Дверь оставьте почти полностью закрытой (маленькая щелка, чтобы слышать, что происходит).

Важно! нет никакой разницы, какой у малыша возраст, 6 месяцев или 5 лет. Разница только в том, как он сможет с вами бороться. Шестимесячный малыш может только плакать, а 4-5ти-летний может говорить, кричать, просить, вылезать из кроватки и т.д. На этот случай мы советуем организовать какую-либо преграду для выхода из комнаты.

Не запирайте дверь на ключ и т.д. Это может психологически травмировать вашего ребенка! Не бойтесь, если он уснет на полу и т.д. Во-первых, дети это делают редко, так как любят удобства, а во-вторых, даже в этом случае цель достигнута — малыш заснул сам. Вам потом надо только переложить его в кроватку.

До этого места мы рассматривали точку зрения взрослых. Но как себя чувствует малыш в такой ситуации?
Дети общаются со взрослыми по определенной схеме: действие-реакция. Дети делают определенные вещи потому, что ожидают определенных реакций.
Рассмотрим ситуацию: малыш шести месяцев. Его кладут в кроватку, он начинает петь “а-а-а” и хлопать в ладоши. Что скажут мама и папа? “Какая зайка!” И будут заниматься своими делами. А вот тот же малыш начинает кричать изо всех сил, становится буро-красным или фиолетовым, икает. Что делают родители? Бегут: “Тебе плохо? Что с тобой? У тебя болит животик? Режутся зубки? Котик, сейчас мама (папа) тебя покачает (поносит на ручках и т.д.)”.
Что больше нравится малышу: лежать одному в кроватке или быть в центре внимания всех родственников? Что сделает малыш в следующий раз, когда захочет внимания родителей? А что сделает ребенок 4-5 лет? У него достаточно фантазии, чтобы заставить отступить первыми родителей!

Вернемся к процессу укладывания в кроватку. Что сделает наш 4-летний малыш, как только мы ему дадим его мишку? Возможно, бросит его на пол. Если вы его поднимете и снова дадите ему, что он сделает? Бросит мишку на пол опять. Если будем так продолжать, кто победит? Малыш! Потому что он сделал определенное действие и добился желаемой реакции. Вы попались на его удочку!
Если ваш малыш бросил мишку, соску, одеяло, подушку на пол, а вы продолжаете спокойно говорить, потом собираете все, кладете ему в кровать, поворачиваетесь и выходите из комнаты, несмотря на его дикие крики, кто победит?

Другой пример: вы кладете малыша в кроватку, а он тут же поднимается на ноги. Вы снова кладете его, он снова поднимается. Вы не хотите укладывать его всю ночь, но он-то хочет продолжать эту игру как можно дольше, потому что таким образом полностью владеет вашим вниманием. Поэтому положите его в кроватку и оставьте малыша в покое. Если он хочет подниматься, пусть поднимается сколько хочет.

Что еще может сделать малыш, чтобы добиться вашего внимания? “хочу пить”, “а-а-а”, “бо-бо” и т.д. Ребенок может даже вызвать у себя рвоту. Не пугайтесь, с ним ничего не происходит. Вымойте его, поменяйте простынку и снова положите в кроватку. Можете нервничать (но внешне этого не показывайте).

ребенок плачет в кроватке

Оставайтесь внешне спокойными и решительными: ваш ребенок должен научиться спать. Малыш может также кричать и плакать. В такой ситуации малыш может плакать так громко, что у соседей напротив могут звенеть стекла. Наберитесь мужества и держитесь: ваша “война” только началась, и, к счастью, она продлится всего несколько дней.
Однако мы не можем оставить малыша плакать долго. Почему? Потому что “перевоспитывать” не значит наказывать. Обычно родителям советуют оставить плакать малыша, пока не заснет от усталости. Никогда не поступайте так!

Когда вы в первый раз вышли из комнаты, взгляните на часы: пока малыш не заснет, вам придется время от времени возвращаться в его комнату. Помните: вы возвращаетесь не чтобы успокоить его, и не для того, чтобы заставить его перестать плакать, и не для того, чтобы убаюкать его. А только для того, чтобы показать ему, что вы его не покинули.

Как часто надо возвращаться к малышу? Рассмотрите приведенную ниже табличку, все зависит от дня перевоспитания и в какой раз вы возвращаетесь. В таблице указаны интервалы в минутах.

1 день 1 раз через 1 минуту 2 раза через 3 минуты через 5 минут все последующие разы
2 день 1 раз через 3 минуты 2 раза через 5 минут через 7 минут все последующие разы
3 день 1 раз через 5 минут 2 раза через 7 минут через 9 минут все последующие разы
4 день 1 раз через 7 минут 2 раза через 9 минут через 11 минут все последующие разы
5 день 1 раз через 9 минут 2 раза через 11 минут через 13 минут все последующие разы
6 день 1 раз через 11 минут 2 раза через 13 минут через 15 минут все последующие разы
7 день 1 раз через 13 минут 2 раза через 15 минут через 17 минут все последующие разы

Сколько минут надо подождать перед тем, как вернуться в комнату, где малыш плачет?

 

Примечание: Эта таблица должна использоваться и вечером, и ночью, если малыш ночью просыпается.

Что должен сделать родитель, который вернулся к малышу?

  • Должен еще раз спокойным голосом сказать ему: “Золотко, надо спать. Мама и папа сейчас тебя научат спать. Ты будешь спать со своим мишкой и соской и т.д. Спокойной ночи”.
  • Если малыш к этому времени вылез из кроватки, надо снова положить его туда.
  • Если малыш не способен выбраться, надо остановиться достаточно далеко от него, чтобы он не смог за вас уцепиться. После этой маленькой речи надо спокойно выйти из комнаты.
  • Когда вы возвращаетесь к малышу, не надо включать свет.
  • Если малыш плачет, не реагируйте, продолжайте вашу речь, а затем выходите.
  • Никогда не ждите для возвращения к плачущему малышу дольше, чем указано в таблице; для малыша самое страшное — это думать, что родители его не любят и что они его бросили.
  • В то же время постарайтесь собрать все ваши силы и, хотя сердце у вас будет сжиматься, постарайтесь набраться сил на несколько дней и выполнить все указания: результаты превзойдут все ваши ожидания!

ребенок в стоит в кроватке

Ваши возвращения помогут понять малышу, что слезами и криками он ничего не добьется и потом, что ложиться спать не так уж страшно.
Сколько времени может кричать ваш малыш? Зависит от конкретного случая. Самые упорные, однако, обычно не кричат больше 2-х часов. Многие сдаются через час.

Если ночью малыш просыпается, надо все проделывать как вечером. Ребенок не понимает расписаний, не понимает разницу между ночью и вечером, поэтому надо снова входить и выходить, и говорить одни и те же слова.

Психологические проблемы — 2%, когда метод не срабатывает. Причины могут быть временными, такими, как: развод, родители особенно нервные из-за каких-либо серьезных проблем, перенесли спать из комнаты родителей в отдельную, родился братик, пошел в садик, увидел страшный фильм по телевизору и т.д. Нужно определить, в чем причина и постараться устранить или ослабить ее. Из-за фильма, первого дня в садике и т.д. ребенок может плохо спать 2-3 дня. Проблемы, которые длятся долго, должны лечиться психотерапевтом или невропатологом.

(Visited 17 times, 1 visits today)