В первую очередь, необходимо отметить, что ребенок начинает различать цвета уже с рождения. Сначала он видит желтый цвет, после начинает различать красный и оранжевый. Именно поэтому в большинстве игрушек для новорожденных преобладают именно эти цвета. Спустя некоторое время добавляются зеленый и синий, а ближе к полугоду – фиолетовый.
Научить ребенка различать цвета, означает развить в нем способность, осознанно выбирая тот или иной цвет, называть его оттенок. На основе этих умений формируются мировоззрение, которое позволят подрастающему ребенку построить свое понимание мира. И в зависимости от того, сколь рано ребенок приобретет подобные умения, зависит количество той ценной информации, которую он сможет усвоить, развивая одновременно внимание и наблюдательность.
Играем в цвета
Основным видом деятельности для любого ребенка, безусловно, является игра. Именно используя игры, малыш узнает обо всем том разнообразии темных и светлых оттенков, которое существует в природе, учится делить цвета на холодные и теплые, яркие и контрастные.
Однако, начинать все-таки нужно с малого, учитывая тот факт, что изначально восприятие ребенка не воспринимает цвет сам по себе, он ассоциируется у него с определенным отдельным предметом.
К примеру, мама подносит новорожденного ребенка к окну, и рассказывает, что облака белые, а небо синее. Она не говорит малышу о том, что облака могут быть и другого цвета: на закате темно-розовыми, когда небо – почти черное, темно-синее. Намного лучше будет, например, показать ребенку одуванчик, и сказать ему, что это одуванчик – он желтый. И в этом случае ребенок не будет воспринимать данный цветок, как «желтый одуванчик».
Разговариваем грамотно
Любой родитель должен запомнить одну важную вещь – чем грамотнее он будет строить фразы, тем быстрее ребенок наберется жизненного опыта, и научится отличать суть предмета от его свойств.
Только в этом случае ребенок сможет осознать, что желтый – это не только тот же самый одуванчик, но и кубик, и мячик, и чашка, и машинка, и шарфик. Старайтесь использовать оттенки, когда называете цвета, не называйте голубой цвет синим, а бордовый – красным, ребенок умеет отличать оттенки точно так же, как и взрослые и он может недопонимать, почему взрослые называют различные цвета одинаково.
Спустя еще полгода, можно использовать названия цветов и в играх, к примеру, называть цвета кубиков, колечек от пирамидки, попробовать построить две разноцветные башни, например, синюю и красную.
Кстати, совсем не следует ждать от своего малыша моментальных результатов, понимание может не прийти сразу, расстраиваться не следует, поэтому ничего страшного в том, что на вершине красной башни окажется синий кубик, нет.
Усложняем задание
Начиная с годовалого возраста, отлично идут игры, в которых присутствуют элементы сортировки, к примеру, когда разноцветные элементы конструктора раскладываются в соответствии с цветом, красные детали складываются в красную коробочку и др. Можно построить домик из одних только синих кубиков, а второй – из зеленых, если у вас нет кубиков, обязательно загляните на https://znaichishka.ru.
Предложите ребенку кубик одного цвета, и попросите его найти такой же, либо, наоборот, пусть малыш уберет из коробки, в которой лежат кубики одного цвета, лишние цвета. Подобные игры также способствуют развитию аналитического мышления.
Поможет рисование
Дети постарше очень любят рисовать, в этом плане открывается очень много возможностей для названий цветов. Так картинки можно рисовать самостоятельно, например, пусть это будет несколько разноцветных воздушных шаров, к которым ребенок уже сам должен дорисовать недостающие детали, например, веревочки для воздушных шаров соответственных цветов. Естественно, действия свои необходимо сопровождать комментариями, равно, как и действия ребенка: Берем зеленую краску. Рисуем травку. Какого цвета должно быть солнышко? Верно, желтое.
Обязательно нарисуйте с ребенком радугу, существует очень много считалочек, которые помогают запомнить цвета в радуге и их последовательность.
Не страшимся трудностей
Еще одно легкое и забавное занятие – игра, при которой необходимо называть предметы определенного цвета. К примеру, зеленая трава, забор, листья, штанишки на мальчике. Да даже за обедом в тарелке вашего ребенка, наверняка найдется что-нибудь зеленого цвета.
Достаточно часто родители сталкиваются с одной и той же проблемой, когда ребенок отлично различает цвета, умеет рисовать, применяя при этом только один цвет, но назвать он его не может, путает названия цветов. Ни останавливать, ни пугать это вас не должно – просто продолжайте играть с ним в игры, о которых говорилось выше, или придумывайте собственные, и вы увидите, как скоро ваш ребенок начнет сам различать названия цветов и их оттенков.