Как оценить развитие ребенка? Часть 1. Физическое развитие детей.

Как оценить развитие ребенка? Часть 1. Физическое развитие детей.

20.03.2013 2 Автор Екатерина Андреевна Климова

Любая первая встреча с малышом вольно или невольно начинается с оценки его развития: даже люди без медицинского образования прикидывают на глаз, соответствуют ли рост и вес его возрасту. Наблюдая за ребенком, взрослые, порой совершенно неосознанно, отмечают, насколько он развит для своих лет. Такой, основанный на житейском опыте, подход к оценке развития ребенка называется эмпирическим от греческого слова «empeiria» — опыт. Естественно предположить, что подобный опыт у разных людей может быть совершенно различен, поэтому оценка на основании эмпирического подхода несет большие погрешности.

С тех пор как появилась педиатрическая наука, ученые постоянно предпринимают попытки создания научно разработанных нормативных таблиц для оценки любых показателей, а особенно тех, которые с возрастом претерпевают существенные изменения. Это в первую очередь относится к оценке физического и психомоторного развития детей.

Как оценить развитие ребенка? Физическое развитие детей. Нормы развития.

Сложность работы детского врача состоит в том, что ребенок часто не в состоянии рассказать, что с ним происходит и в том, что, чем меньше возраст малыша, тем быстрее происходят динамические изменения в его развитии. Поэтому при осмотре малыша врачу необходимо вначале оценить, соответствует ли его развитие возрастной норме, и только затем педиатр может определить, насколько выражены отклонения и с чем они связаны. Среди множества причин нарушений в развитии ребенка важное место занимают болезни.

Родители могут существенно помочь педиатру в контроле за развитием малыша, если будут знать, соответствуют ли его возрасту такие важные антропометрические показатели (от греч. anthrypos -человек, metrey-измеряю – показатели измерений человеческого тела), как длина или рост, масса тела, окружность груди и головы, пропорции тела, а также психомоторные характеристики. Возможностей заметить у сына или дочери самые начальные отклонения от нормы у родителей гораздо больше, нежели у врача, который видит ребенка на приеме очень короткое время. Поэтому мамам и папам весьма полезно научиться грамотно оценивать развитие своего малыша, используя современные нормативные таблицы физического и психомоторного развития ребенка, которыми пользуются и педиатры. Эти нормативы включены в новую медицинскую карточку ребенка — форму 112 «История развития ребенка».

Готовясь к любому посещению врача-педиатра, измерьте рост, вес, окружности груди и головы ребенка, оцените полученные результаты по таблицам, а на приеме сообщите их врачу. Этим вы окажете существенную помощь как доктору, так и своему малышу. Хочется дать еще один совет: ежегодно, в день рождения сына или дочери, производите измерения и оценивайте их, а также сверяйте показатели психомоторного развития малыша с нормой. При условии столь тщательного наблюдения за развитием ребенка в вашей семье никогда не возникнет ситуации, при которой родители хватаются за голову с возгласом: «Как же так мы не заметили, что ребенок так сильно отстает в физическом развитии!»

Содержание скрыть
2 Физическое развитие ребенка
2.5 Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Как оценить развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Начнем разговор с оценки физического развития ребенка. Прежде всего, родителям необходимо четко уяснить, что ребенок — это не взрослый в миниатюре! Он растет и развивается по своим законам.

Мы привыкли отсчитывать возраст ребенка от даты его рождения. Такой возраст следует рассматривать как паспортный. В некоторых странах за точку отсчета принимают не время рождения, а день предполагаемого зачатия, что биологически более правильно. Ведь жизнь человека начинается не со дня его рождения, а с момента слияния ядер половых клеток его родителей: сперматозоида отца и яйцеклетки матери. Когда-то каждый из нас представлял собой одну-единственную оплодотворенную яйцеклетку, названную учеными зиготой. Именно в ядре зиготы очень плотно «упакован» весь генетический материал о человеке: там хранится информация и о его половой принадлежности, и о том, какого максимального роста он достигнет, и какой размер обуви будет носить, когда станет взрослым, и каков будет цвет глаз, кожи, волос, и какие у него будут способности и таланты, и многое-многое другое.

Антропометрические показатели отражают прежде всего биологический возраст ребенка. Оценку биологического возраста очень важно проводить не столько в статике, сколько в динамике, при этом надо обязательно отметить качество и темп развития ребенка, изменение пропорций тела, внешнего облика, его мышечной силы, жизнестойкости и работоспособности.

Каким же законам подчиняется рост ребенка? Рост ребенка — прямое отражение процесса его развития. Если малыш не растет — он не развивается! Увеличение длины тела является очень важным и тонким показателем развития ребенка в целом.

На процесс роста влияет множество факторов, таких как:

  • питание (обеспеченность организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ — нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и множества других веществ);
  • наследственность. Известно, что рост контролируется более чем сотней генов, которые окончательно реализуют свое влияние к 18 годам. В какой-то мере можно определить воздействие родительских генов и прогнозировать окончательный рост ребенка по формуле Таннера.
  • Рост ребенка.Как оценить развитие ребенка? Физическое развитие детей. Нормы развития.гормоны, регулирующие рост через обменные процессы в костно-хрящевой ткани. Это гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, а также половые гормоны — андрогены надпочечников и половых желез.
  • качество ухода;
  • адекватность физических нагрузок. Установлено, что малыш отстает в росте как при недостаточной, так и при резко избыточной вертикальной физической нагрузке. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост;
  • продолжительность сна. Наиболее интенсивно ребенок растет во время сна, особенно утреннего. Отсюда вывод: если ребенок хронически недосыпает или вынужден рано просыпаться и вставать, это может негативно отразиться на его росте;
  • психологическая обстановка, окружающая ребенка. Ученые доказали, что рост замедляется в условиях дефицита любви. Ребенок хорошо растет в атмосфере счастья и радости, когда он чувствует защищенность и безопасность. И напротив, психические нагрузки, депрессия, чувство угрозы и незащищенности, отсутствие искренней, а не наигранной родительской любви и заботы могут привести к замедлению роста или недостаточной реализации генетически заложенной программы высокорослое.
  • В периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие школьные и внешкольные нагрузки, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы школьных неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.
  • пол ребенка. Ни для кого не секрет, что мальчики растут быстрее и становятся выше девочек. Исключение составляет лишь короткий возрастной отрезок, предшествующий началу полового созревания, когда происходит ускорение роста. У девочек этот рывок наступает на 1 -2-3 года раньше, чем у мальчиков. Примерно в 4-5-6-м классе коллектив детей выглядит очень забавно: маленькие мальчишки среди солидных покрупневших и начинающих округляться девочек с начальными признаками полового созревания. Однако такая ситуация сохраняется недолго, после 13—14 лет мальчишки берут реванш и в целом перегоняют девочек.
  • климато-географические условия. Замечено, что большая активизация роста, как и все в живой природе, происходит в весенне-летний период, осенью и зимой ребенок растет не столь интенсивно. В холодном климате и в условиях высокогорья рост людей, как правило, более низкий.
  • принадлежность человека к определенным этническим группам. Это наиболее отчетливо проявляется в отношении роста жителей Скандинавских стран и этнических групп юго-востока Азии.

Темпы роста ребенка в зависимости от возраста

Чем ребенок меньше, тем интенсивнее он растет, с возрастом скорость роста снижается. На протяжении детства скорость роста различна: периоды ускорения сменяются периодами относительно медленного роста. Особенно быстро растет ребенок внутриутробно.  Подумать только, начав с одной оплодотворенной яйцеклетки размером 200 микрон, что составляет 1/50 часть миллиметра, к моменту рождения младенец достигает 50 сантиметров, то есть его рост за 9 месяцев внутриутробной жизни увеличивается в 25 000 раз!

физическое развитие ребенка. Темпы роста ребенка в зависимости от возраста

После рождения особенно интенсивно ребенок растет на первом году жизни, прибавляя в росте на 10-11 сантиметров. После года до 3-5 лет темпы роста снижаются. Наступает так называемый период первого округления, или первой полноты. В этом возрасте ребятишки имеют поистине «ангельский» вид: туловище, ручки и ножки напоминают по форме цилиндры, хорошо выраженный подкожный жир придает малышу пухлый вид, на ручках и ножках — ниточки-перетяжки, животик выглядит всегда полным и слегка выдается вперед. В это время все детки похожи друг на друга своими кукольными личиками. В конце этого периода ребенок начинает заявлять о себе и отвоевывать свое собственное «я».
В 5—6 лет «ангельский» вид постепенно исчезает, ребенок вытягивается, его «пухлость» как бы «подсыхает», становятся видимыми контуры мышц и костные ориентиры, малыш очень быстро вырастает из своих одежек.

В конце начальной школы, примерно с 8—10 лет, наступает период препубертатного округления, когда темпы роста несколько замедляются по сравнению с темпами накопления подкожного жира. Как правило, начиная с этого возраста резко усиливается аппетит и вопрос «чем накормить ребенка?» сменяется заботой «как его накормить». Как уже было сказано выше, в этот период девочки обгоняют мальчиков и в росте, и в массе, и в отношении полового развития. Через 2—3 года все становится на свои места, мальчики вновь оказываются впереди девочек во всех отношениях.

За периодом второго округления вскоре следует очень выраженное ускорение роста, так называемый пубертатный скачок роста, напрямую связанный с увеличением выработки половых гормонов надпочечников, яичек и яичников, которые очень сильно стимулируют рост костей и хрящей в длину. Активизирующее влияние половых гормонов на рост происходит до тех пор, пока не завершится половое созревание и уровень половых гормонов не достигнет максимума. Как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень этих гормонов, рост прекращается. Именно поэтому слишком раннее половое созревание может привести к остановке роста и низкорослости, и наоборот, запоздалое половое созревание с низким уровнем половых гормонов нередко проявляется необычной высокорослостыо. Так или иначе, но в среднем к 18 годам у большинства детей рост заканчивается.

Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка также происходит неравномерно. Так, от момента рождения до взрослого состояния высота головы увеличивается вдвое, длина туловища — в три раза, длина рук — в четыре раза, ног — в пять раз. То есть рост человека происходит в большей степени за счет удлинения ног. Из-за неравномерности роста скелета в длину на протяжении всего детства изменяются и пропорции тела.  У новорожденного относительно большая голова — на нее приходится четвертая часть всего его роста, короткие ручки и ножки. У взрослого высота головы составляет лишь десятую часть от длины туловища. Срединная точка у новорожденногосоответствует пупку, а у взрослого она находится в проекции лобка.

физическое развитие ребенка. Изменение пропорций тела в процессе развития ребенка

Филиппинский тест

Расчет различных индексов пропорциональности помогает врачу достаточно четко определить биологический возраст ребенка и его соответствие паспортному. Один из индексов пропорциональности очень легко может быть применен родителями дома при решении вопроса, пора или нет отдавать ребенка в школу. Это так называемый филиппинский тест: ребенка просят попытаться достать рукой через макушку не наклоняя головы кончик противоположного уха. Если ребенок не может дотянуться до уха, значит, его мозг еще не созрел для того, чтобы усваивать учебную программу. Если к тому же у малыша не прорезалось ни одного постоянного зуба, родителям следует серьезно подумать, следует ли снаряжать сына или дочь в первый класс. Для таких детей школьная нагрузка скорее всего окажется непосильной, что повлечет возникновение проблем со здоровьем.

Филиппинский тест. Физическое развитие детей

Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста

Темпы роста систем органов и тканей ребенка различны.

Физическое развитие детей. Темпы роста различных органов и тканей в зависимости от возраста

а — лимфатические органы, обеспечивающие иммунную защиту; б — головной и спинной мозг; в — туловище и внутренние органы; г — половая система

На графике видно, что кривые роста всех основных внутренних органов, костей и мышц имеют довольно равномерный восходящий характер с двумя более крутыми подъемами, соответствующими периодам ускоренного роста.
В отличие от такой кривой общесоматического роста мозг ускоренно растет только на первых годах жизни и к пяти годам почти достигает размеров взрослого.
Очень существенно от остальных отличается кривая роста иммунной лимфоидной ткани, ее относительная масса достигает 200 % в возрасте от 3 до 6-7 лет. Это нормальная возрастная физиологическая реакция гипертрофии лимфоидной ткани, когда у ребенка можно прощупать увеличенные лимфоузлы, выявить разросшиеся аденоиды, увидеть огромные нёбные миндалины. Если они не воспалены и «не мешают жить», трогать их не надо, а следует терпеливо подождать, когда они сами начнут уменьшаться. Такой процесс обратного развития начинается с появлением признаков полового созревания. И, наконец, особый вид имеет график развития органов половой системы: до поры до времени эта система находится в «дремлющем» состоянии, ас 11—12 лет у девочек, и с 12—13 лет у мальчиков начинает «просыпаться», при этом у мальчиков увеличиваются мошонка и яички, растут половой член, предстательная железа, а у девочек начинают развиваться молочные железы, матка, трубы, яичники, наружные половые органы.

Родителям очень важно знать и учитывать такую асинхронию роста различных органов и систем ребенка. Это может оградить семью от излишних волнений и принятия непродуманных решений, особенно связанных с вопросом удаления аденоидов и миндалин.

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста

Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту необходимо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Постарайтесь уложить ребенка ровно, а это проще сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину — рост.

При измерении роста у более старших детей можно использовать «домашний ростомер» — специальную бумажную сантиметровую ленту, предварительно наклеенную на стенку в детской комнате. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса – массы тела

Массу тела измеряют с помощью современных электронных весов. Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата. Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Что касается ежедневного взвешивания младенца в первые недели жизни, это делать нецелесообразно, так как прибавки массы происходят неравномерно: в один день ребенок может вовсе не прибавить в весе, а в другой — прибавить вдвойне. Из-за отсутствия прибавки массы могут возникнуть ложные подозрения на недостаточность питания, что создаст излишнюю нервозную обстановку в семье. Если вы сомневаетесь, достаточно ли пищи получает малыш, взвешивайте его раз в неделю. При недельной прибавке 150—200 г следует успокоиться.

Измерение окружности груди

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди — по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы (табл. 1-8). Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Процентное распределение детей по росту
Физическое развитие детей. Процентное распределение детей по росту

Процентное распределение детей по весу
Физическое развитие ребенка. Процентное распределение детей по весу

Процентное распределение детей по окружности груди
Физическое развитие детей. Процентное распределение детей по окружности груди

Процентное распределение детей по окружности головы
Физическое развитие детей. Процентное распределение детей по окружности головы

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего».
Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетлед который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 л

Физическое развитие детей. Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 летФизическое развитие ребенка. Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

fizicheskoe-razvie-devochekФизическое развитие детей. Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие детей. Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Соответствие массы тела длине/росту девочек

Физическое развитие детей. Соответствие массы тела длине/росту девочек

Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

 Физическое развитие ребенка. Оценка питания мальчиков 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

 Физическое развитие ребенка. Оценка питания девочек 4-15 лет по индексу массы тела (индекс Кетле)

Оценка длины/роста, массы, окружности груди и головы

Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей
1 До З% Очень низкие
2 3-10% Низкие
3 10-25 % Ниже среднего
4 25-50 % Средненизкие
5 50-75 % Средневысокие
6 75-90 % Выше среднего
7 90-97 % Высокие
8 Свыше 97 % Очень высокие

Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)

Номер центильного коридора Центильный интервал Оценка показателей
1 До З% Резкий дефицит массы по росту
2 3-10% Масса недостаточна по росту
3 10-25 % Масса ниже среднего по росту
4 25-50 % Масса средне-низкая по росту
5 50-75 % Масса средне-высокая по росту
6 75-90 % Масса выше среднего по росту
7 90-97 % Масса избыточная по росту
8 Свыше 97 % Резкий избыток массы по росту

Оценка гормоничности физического развития

Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между номерами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
0-2 развитие гармоническое
3 развитие дисгармоническое
4-7 развитие резко дисгармоническое

Оценка соматотипа (типа телосложения)

Соматотип определяется только при условии гармонического развития ребенка. Оценка соматотипа проводится по сумме номеров центильных коридоров после оценки роста, массы (по возрасту) и окружности груди.
Заключение:
3-10 микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»
11-16 мезосоматический тип телосложения, «физическое развитие среднее»
11-13 «мезомикросоматический тип»
14-16 «мезомакросоматический тип»
17-24 макросоматический тип телосложения, «физическое развитие выше среднего»

Прогнозирование окончательного роста ребенка

Родителям всегда интересно, унаследует ли ребенок их рост, насколько он окончательно вырастет. Ученые уже давно предпринимают попытки рассчитать конечный рост ребенка, основываясь на росте его отца и матери. Приводим некоторые тесты, получившие наибольшее подтверждение.

Рост ребенка. Физическое развитие детей

1. Исходя из среднего роста родителей рост ребенка к периоду его завершения (18-19 лет) будет составлять:
для мальчиков (рост папы + рост мамы): 2 + 5 см;
для девочек (рост папы + рост мамы): 2 – 5 см.

Такой расчет можно сделать для ребенка любого возраста. Для этого необходимо найти дентальную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста’по росту родителей на шкале дентального распределения длины тела в последней строке таблицы. Эта дентальная зона наиболее вероятна для нормального роста ребенка после 2 лет, если он унаследовал гены роста родителей.

2. По формулам Таннера исходя из роста ребенка в 3 года: окончательный рост для мальчиков 1,27 х рост в 3 года + 54,9 см; окончательный рост для девочек 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.

3. По таблицам, разработанным учеными Гарн и Роман, можно найти средний наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста исходя из полуроста его родителей (табл. 9,10).

4. По данным костного возраста. Этот тест проводится по специальному назначению врача, когда необходимо определить биологический возраст ребенка. Для этого выполняют рентгеновские снимки костей лучезапястного сустава и по специальным таблицам и формулам рассчитывают конечный рост ребенка.

Средние величины длины тела мальчиков в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Возраст
Средний рост родителей, см
163 165 167 169 171 173 175 177 178
0 47,1 49,7 50,3 50,0 48,3 50,7 50,0 51,5 51,4
1 мес. 52,7 54,6 54,7 57,6 53,2 53,6 52,2 55,6 55,9
3 мес. 58,9 60,8 60,0 62,2 57,4 60,8 61,2 61,4 62,6
6 мес. 65,1 66,2 66,8 67,4 65,8 70,2 69,0 70,2 70,3
9 мес. 70,7 72,9 73,8 73,2 71,0. 74,8 75,2 77,1 75,7
1год 73,1 75,6 75,7 75,1 73,4 76,6 77,1 79,6 77,8
1,5 года 79,9 82,4 81,7 82,0 81,8 82,6 83,4 86,8 85,2
2 года 85,4 87,2 87,0 87,4 87,8 88,0 88,9 92,0 91,3
2,5 года 88,8 91,3 92,0 92,1 93,2 93,5 94,0 96,7 96,0
Згода 93,2 94,9 96,1 96,0 97,2 98,1 98,3 100,7 99,9
3,5 года 96,3 98,4 100,0 99,5 101,0 102,3 102,6 104,5 103,5
4 года 99,5 102,2 103,5 103,1 104,6 106,0 106,3 108,0 107,0
4,5 года 102,7 105,4 107,1 106,6 108,0 109,6 109,6 11,4 110,4
5 лет 105,6 108,5 110,6 110,0 111,5 113,2 112,7 114,6 113,8
5,5 лет 108,3 111,3 113,4 112,7 114,5 116,3 115,8 117,4 116,8
6 лет 110,9 114,1 116,4 115,4 117,4 119,4 118,7 120,4 119,8
6,5 лет 113,6 116,9 119,3 118,4 120,3 122,4 121,7 123,4 122,8
7 лет 116,2 119,7 122,3 121,3 123,2 125,6 124,6 126,4 125,6
7,5 лет 118,9 122,5 125,1 124,3 126,1 128,8 127,6 129,5 128,4
8 лет 121,6 125,0 127,8 126,8 128,8 131,6 130,4 132,8 131,6
8,5 лет 124,2 127,6 130,7 129,3 131,5 134,9 133,2 135,9 134,6
9 лет 126,9 130,4 133,3 131,9 134,1 138,0 136,0 138,8 137,5
9,5 лет 129,9 132,9 136,1 134,6 136,9 141,0 138,8 142,0 140,5
10 лет 132,5 135,8 138,8 137,4 139,8 143,8 141,5 145,3 143,2
10,5 лет 135,6 138,5 141,5 140,3 142,6 146,8 144,3 148,6 146,0
11 лет 138,5 141,8 144,1 143,0 145,4 149,9 146,8 151,9 148,9
И, 5 лет 141,6 144,9 146,9 145,6 148,3 152,8 149,6 155,4 151,6
12 лет 144,7 148,0 149,7 148,4 151,4 155,7 152,4 158,8 154,5
12,5 лет 147,7 151,1 152,6 151,6 154,6 158,3 155,8 162,6 157,5
13 лет 151,0 154,2 155,7 154,9 158,0 161,7 159,6 166,3 160,5
13,5 лет 154,5 157,7 158,9 158,1 161,6 164,6 163,6 170,1 163,8
14 лет 158,8 161,7 162,3 161,6 165,7 167,6 167,8 173,4 166,9
14,5 лет 162,6 164,9 165,9 164,8 169,6 170,3 172,0 175,2 171,3
15 лет 165,8 168,1 169,1 167,9 172,9 173,0 174,7 176,4 175,2
15,5 лет 168,0 171,3 172,0 170,6 174,5 175,6 175,8 177,0 178,6
16 лет 169,4 173,3 174,3 172,8 177,3 177,5 176,6 177,4 181,2
16,5 лет 170,3 174,2 175,8 174,4 178,4 178,7 177,3 177,4 182,8
17 лет 170,9 174,7 176,8 175,4 179,2 179,4 177,8 175,5 184,3
17,5 лет 171,2 174,9 174,4 176,0 180,0 179,9 178,2 177,6 185,4
18 лет 171,5 175,0 177,9 176,2 180,5 180,2 178,6 177,6 186,3

Средние величины длины тела девочек в связи со средним ростом их родителей по S. M. Garn и С. G. Rohmann

Возраст
Средний рост родителей, см
161 163 165 167 169 171 173 175 177 178
0 47,3 48,9 49,0 49,2 49,2 48,8 49,7 49,1 49,0 47,5
1мес. 53,0 53,4 54,2 52,0 53,3 53,1 53,5 53,2 55,8 52,8
3 мес. 57,4 58,4 59,6 57,4 59,4 щ 59,6 59,4 58,0 61,5 57,6
6 мес. 64,4 64,7 65,6 65,7 64,6 66,5 66,6 67,4 67,3 65,8
9 мес. 68,2 69,0 70,2 70,1 69,8 71,5 71,5 71,0 72,2 69,8
1 год 72,3 73,0 73,8 74,0 74,0 75,2 75,5 74,6 77,3 73,2
1,5 года 78,8 79,5 80,6 81,4 80,2 81,7 82,6 81,6 84,0 81,0
2 года 84,6 84,0 86,5 87,4 85,5 88,8 88,7 88,2 89,5 87,6
2,5 года 89,1 87,2 91,0 91,6 89,9 93,2 92,9 92,6 93,9 92,0
3 года 93,2 90,4 94,5 95,8 93,8 97,1 96,5 96,5 98,5 96,2
3,5 года 96,7 93,5 98,3 99,6 97,8 101,4 100,3 102,0 102,4 103,0
4 года 100,1 96,8 102,4 103,5 103,9 104,9 104,0 103,8 105,8 104,3
4,5 года 103,5 100,2 106,0 106,7 105,8 108,6 107,5 107,4 109,4 108,0
5 лет 106,8 103,5 108,9 109,9 109,1 111,6 110,9 111,0 112,6 111,7
5,5 лет 110,0 107,0 112,2 113,2 112,0 114,8- 114,4 114,2 115,8 115,4
6 лет 113,2 110,2 115,0 116,2 115,0 118,2 117,8 117,3 119,1 118,8
6,5 лет 116,1 113,4 117,8 119,4 117,6 121,6 121,2 120,8 122,6 122,3
7 лет 118,8 116,5 120,6 122,4 120,2 124,4 124,4 124,0 125,0 125,5
7,5 лет 121,7 119,4 123,5 125,7 122,9 127,6 127,6 127,3 127,8 128,7
8 лет 124,6 122.4 126,3 128,8 125,8 130,7 130,8 130,2 130,8 132,0
8,5 лет 127,3 125,5 129,4 131,8 128,5 133,8 133,8 133,4 133,9 135,0
9 лет 130,1 128,6 132,2 134,7 131,4 137,1 136,7 136,4 137,0 138,2
9,5 лет 132,7 131,6 135,6 137,5 134,2 140,2 139,8 139,8 139,9 140,9
10 лет 136,0 135,1 139,0 140,3 136,9 143,8 142,9 143,1 143,8 143,6
10,5 лет 139,1 138,5 142,3 143,2 140,0 146,4 146,0 146,6 147,7 146,4
11 лет 141,9 141,6 145,9 146,0 143,4 150,3 149,0 149,6 151,3 149,4
11,5 лет 145,0 144,8 149,4 148,9 146,6 153,2 152,1 152,8 155,3 152,2
12 лет 148,0 147,8 152,8 151,8 150,3 156,4 155,2 155,8 159,0 154,9
12,5 лет 150,8 151,1 155,8 154,4 154,0 159,0 158,2 158,8 161,1 158,0
13 лет 152,9 154,2 158,8 157,0 157,0 161,0 161,1 161,7 162,3 160,5
13,5 лет 154,5 157,2 161,0 159,1 159,0 163,0 163,3 164,0 163,0 162,5
14 лет 155,4 158,8 161,7 160,9 160,4 163,7 165,0 165,9 163,9 164,1
14,5 лет 155,7 159,4 162,2 162,5 161,5 164,0 166,2 167,4 164,5 166,5
15 лет 155,9 159,8 162,6 163,7 162,2 164,0 167,1 168,4 165,0 166,5
15,5 лет 156,1 160,1 162,7 164,7 162,9 164,0 167,5 169,2 165,3 167,8
16 лет 156,0 160,5 162,8 165,5 163,4 164,1 167,8 169,7 165,5 168,7
16,5 лет 156,1 160,7 162,9 166,1 163,8 164,2 167,8 170,3 165,6 169,4
17 лет 156,2 160,8 163,0 166,5 164,0 164,3 167,9 170,9 165,7 170,0
17,5 лет 156,2 160,9 163,0 166,9 164,2 164,4 167,9 171,4 165,7 170,4
18 лет 156,2 161,0 165,0 167,2 164,3 164,4 167,9 171,8 165,7 170,8
(Visited 819 times, 1 visits today)